Художник Павле Йованович, певец сербской и черногорской истории

08.08.2020

Где могли встретиться маршал Югославии Иосип Броз Тито (друг Че Гевары, Черчилля и Брежнева) и император Австро-Венгрии Франц Иосиф I (его спас от венгерской революции еще русский царь Николай I)? И оба при параде. Где, где, на картинах Павле Йовановича, конечно...

Удивительно, но с историческими личностями из таких совершенно разных эпох, из двух совершенно непохожих столетий смог попить чайку во время написания их портретов легендарный художник Павле Йованович. Интересно, что за свою долгую 98-ми летнюю жизнь он смог нарисовать портреты позировавших ему лично императора Австро-Венгерии Франца Иосифа I, короля Югославии Александра I и маршала Югославии Иосипа Тито (художнику при Тито было уже под 90!). Вот это свидетель эпохи!

Тито и Франц.jpg

Художник балканской истории Павле, Павел, а чаще просто Пайа Йованович, это, как говорят в Сербии и Черногории, «легендо»! А по нашему классик, портретист, академический реалист. Да вообще в Сербии его все знают со школы, просто скажите Пайа и его сочные и захватывающие картины перед глазами любого Югослава всплывут. Конечно же, «мастер» является выпускником знаменитой Венской академии изобразительных искусств, без этого раньше никак нельзя было. Дружил он и с русским (немецким?) баталистом Францем Рубо, автором панорамы «Бородино» на Кутузовском проспекте Москвы. Ездил с ним на Кавказ, многому у Рубо научился. Работы Йовановича всегда масштабные, насыщенные красками и историческими эмоциями. Особенно мне нравится картина "Гусляр", послушайте как звучат черногрские гусли, поймете меня...

Гусляр Черногория.jpg

Картины были востребованы, продавались, художник никогда не бедствовал, дружил с галеристами из Англии, Штатов, Франции, Венгрии, Австрии, Германии. А покровители-то у него какие были! Всех покровителей по портретам видно. Мне, как гиду по Черногории, конечно, особенно интересны черногорские мотивы в его работах. Его картины про воинственных, но простых в жизни черногорцев стали классикой сербской культуры, вы их наверняка уже видели. «Дипломная» работа «Раненый Черногорец», сделавшая молодого художника известным в 1882 году, «Гусляр» 1884-го и «Возвращение Черногорцев после боя», написанная в 1888 году.

Черногорцы возыращаются из боя.jpg

Эти работы мелькают сейчас в соцсетях, служат иллюстрациями ко многим историческим статьям. Интересна и черно-белая зарисовка «Черногорец на окраине Скадара» набросанная 24-х летним художником в 1883-м году.

Черногрец картина Йовановича.jpg

Во время моих экскурсий по Черногории часто эту тему обсуждаем, картины мастера смотрим. Дело в том, что Пайа еще в студенчестве посетил Черногорию, поэтому в его ранних картинах произошел просто «взрыв» черногорских мотивов. Но, кроме картин о черногорцах, этот сербский художник конечно же нарисовал еще много интересного, исторического. Есть в его творчестве сцены из доосманского светлого «Душановского» периода Сербии. Ну вы поняли, при царе Душане Сильном дело было. Присутствует на нескольких его картинах и основатель сербской православной церкви Святой Савва. Много картин посвящено трагичной эпохе Косовского сражения и последовавшего турецкого владения на Балканах. Есть, например, трогательная картина посвященная грандиознейшему «Переселению сербов» в печально всем известную Сербскую Крайну. Произошло это «переселение» в 1690-м году, а завершилось всё уже при нас, в трагичном 1995-м…

Переселение Сербов Пайа.jpg

Быт балканцев и соседних с ними народов тех времен, свадьбы, игры с оружием, мщение, петушиные бои, укрощение змей, трапезы, косьба, сбор урожая, всё это есть на его картинах, всему уделял внимание художник, при чём делал это в деталях, тщательно. Вот его "Раненый Черногорец"

Раненый Черногорец.jpg

Пайа много путешествовал в том числе и по Северной Африке. До зубов вооруженные арнауты, отдыхающие головорезы-башибузуки с длинными трубками в руках, просто жители мусульманских Боснии, Марокко и Египта являются яркими персонажами картин Пайа Ивановича. С другой стороны, героями его полотен стали и восставшие против турок сербы во главе с Милошем Обреновичем.

Есть среди работ и эпоха Карагеоргия, его портрет и его сторонники. Художник оставил нам изображения других ярких исторических личностей навечно прославивших Сербию. Например, его перу принадлежат портреты создателя современного сербского языка Вука Караджича и сербского физика, можно сказать отца современного НАСА, Михаила Пупина.

Михаил Пипин.jpg

Рисовал художник многочисленных светских львиц, супруг королей, влиятельных промышленников, генералов и других представителей элиты тех времен. Можно сказать, что расцвет деятельности Мастера пришелся на период 1882 - 1914 года. Тогда же получено большинство его золотых медалей на выставках в Париже, Мюнхене, Будапеште и Вене. Жить Пайа тоже умел, достаток у него был, интерес к женщинам, играм и путешествиям тоже. Современники описывают его как совсем «неангела». В беспокойном 1917-м году в 58 лет наконец-то женился на своей музе 25 летней модели Хермине Даубер. 

Супруга Пайа.jpg

Австро-Венгрия через год рухнула, появилась королевство Югославия, жизнь продолжалась. Интересно, что по просьбе короля Югославии Александра I он стал автором не только его портретов и портретов королевской семьи, но перу Пайа принадлежат концепты югославских купюр 1933-го. Госзаказ выполнил, можно сказать.

Купюра Пайа Йованович.jpeg

Между первой и второй мировой войной художник увлекается росписью в храмах, пишет портреты королей Югославии и Румынии, живет в Вене, Будапеште, а в 1939-м решительно переезжает из Вены в Белград… Сербские корни Пайа всегда чувствовал. Оккупированный немцами Белград 1941-1944-го не дал ему вдохновения, даже зарисовок не осталось. Лишь освобождение столицы Сербии от фашистов позволило старому уже художнику взяться за перо и написать, например, целых два портрета маршала Тито.

Тито набросок.jpg

Конъюнктурно? Да! Но Тито и жил в Белом дворце Карагеоргиевичей, и яхты их использовал, почему бы старого придворного художника не привлечь в портретных целях… Старику Пайа не хватило всего 2-х лет до окончания его огромного века, он умер в 1957-м в возврате 98-ми лет.

Художник Пайа Йованович.jpg

Единственная за жизнь супруга Хермина дожила до 1972-го года и умерла тоже в глубокой старости, передав множество картин в белградский музей художника, основанный в 1970-м году. Думаю, что причина такого долголетия самого художника и его близких - это энергетика картин Мастера, которые заряжали своей особой энергетикой и его, и близких ему людей, а сейчас заряжают нас, зрителей.

Кабинет художника Йовановича.jpg

Музей художника Пайа Йовановича работает и сейчас. Вы можете посетить его в Белграде, по адресу Краля Милана 21/4. Вот сайт музея Пайа Йовановича с расписанием его работы: http://www.mgb.org.rs/posetite/muzej-paje-jovanovica Адрес музея художника тут: https://goo.gl/maps/xJ7vYYoq5d7MiAF96

Но имейте ввиду, что Мастер написал многие сотни работ, его картины и их копии разбросаны судьбой по множеству музеев, церквей, галерей, выставок и частных коллекций. Много картин находятся в галерее «Матицы Сербской» в Нови Саде: http://www.galerijamaticesrpske.rs Некоторые, в т.ч. и легендарная масштабная работа Пайа Йовановича «Переселение Сербов» находятся, например, в Национальном музее Сербии: http://www.narodnimuzej.rs