Территории племен, конечно, условные, но для наглядности, привожу карту расселения черногорцев по территории современной страны.
"К сожалению, относительно всех племён Черногории мы имеем только народные предания, не опирающиеся на какие-либо исторические факты и, нередко, совершенно ими противоречащие. Не подлежит сомнению, что в древнейшую эпоху родовой племенной быт существовал у всех славян.
По народному понятию племя представляет собой известное население, которое произошло от одной семьи или даже от одного лица (например, Белый Павел - Белопавличи, Васо - Васоевичи, Пипо - Пипери, Озро - Озриничи. Н.С.)
Племя может быть приравнено к родам древней России. Англичане, описывая Черногорию, переводят его словом «клан», который представляет нечто подобное в народной жизни Шотландии.
- Первым знаком племенного единства служит празднование целым племенем одного святого. Правда, под влиянием особенных обстоятельств, отдельные лица, братства, а иногда и целое племя меняют своего святого.
- Вследствие сознания кровного родства в целом племени внутри него не должны заключаться браки, хотя и это правило со временем пошатнулось.
- Третьим важным обычаем, охранявшим целостность племени, была неотчуждаемость входящий в его границу земли и вообще недвижимого имущества.
Каждое племя делится на братства. Народное предание всякому племени указывает родоначальника, большей частью, конечно, по догадкам и соображениям поздних поколений; но братство всегда с точностью, почти исторической, знает свое начало и своего предка, от которого и ведет свой род. Воевода был первым лицом племени (главарь)
В Черногории собственность всегда была в руках племени. Братства делят не только землю, которую обрабатывают, но и планины, где только пасут скот и рубят лес.
Братства делятся на отдельные роды. Если понятие «племя» кроме родства соединяется с известной территорией, то братство и род - исключительно кровное родство их членов. Последние группы делятся на семьи (породица, фамилия) или дома (кучи)
До учреждения княжеской власти в Черногории, племя функционировало как политическая единица в своих отношениях с другим племенам и вообще к соседям. Обида нанесённая одному из членов племени считается обидой целому племени и наоборот за обиду совершенную одним из его членов целое же племя является ответчиком."
- Ровинскiй П. Черногорiя въ ея прошломъ и настоящемъ. СПБ.: Типографiя императорской академiи наукъ, 1897 г. - Томъ 2, частъ 1
Увидеть различия в жизни черногорских племен мы сможем увидеть во время экскурсий на север Черногории. Север Черногории. Каньоны рек Морачи и Тары или Север Черногории в деталях.